ПРОЕКТЫ

Проект внедрения ИКТ на общественном транспорте города Ташкента

В 2006 году Указом Президента Республики Узбекистан были поставлены задачи по внедрению автоматизированных систем диспетчерского управления на общественном транспорте. Наша компания ООО «VIA-TASHKENT» начиная с 2010 года на основании подписанного меморандума с Транспортным Департаментом и позже подписанного меморандума с Ассоциацией «ТОШШАХАРТРАНСХИЗМАТ», ведет продолжительную работу по изучению внедренных решений автоматизации управления пассажирскими перевозками в городах миллионниках.

В результате изучений и анализа примененных технических решений было разработано новый отечественный программный комплекс Автоматизированной Системы Диспетчерского Управления и Мониторинга работы маршрутов. В 2012 году данная система прошла успешное тестирование на одном из маршруте, маршрутного такси.

Начиная с мая месяца 2013 года, идет активная работа по тестированию и доработке системы на восьми городских автобусных маршрутах города Ташкента.

Нашими специалистами разработано и тестируются также новые информационные системы, предназначенные для информирования пассажиров о прибивании автобусов на определенную остановку.

Информационная система доступное через мобильные телефоны сегодня работает в рамках тестируемых восьми городских автобусных маршрутов.

Также тестирование проходить информационная система, предназначенная для передачи информации о прибивании автобусов на информационную табло, который будет установлено на остановках.

Не смотря на активные темпы работы, нам еще предстоит сделать много работы для полномасштабного внедрения всех разработок.

Для того чтобы ответить на вопрос когда будут внедрены все вышеуказанные системы и когда будут доступны для пассажиров мобильные и информационные приложения необходимо обратить внимание на масштабы проекта. Планируемым проектом Автоматизации всего процесса Диспетчерского Управления всеми маршрутами (147 автобусных и 130 маршрутных такси) необходимо оборудовать около 1400 единиц автобусов и почти столько же микроавтобусов (маршрутных такси) необходимым оборудованием для передачи данных, для обеспечения связи водителя с диспетчером.

В процессе автоматизации предусмотрено поэтапный переход от системы линейного диспетчерского управления к Централизованному Диспетчерскому Управлению, на одном большом помещении.

К функциям диспетчеров входить не только мониторинг работы маршрутов, но и многие задачи по оперативному регулированию количества машин, интервалов движения и других параметров маршрутов.

Одной из функциональных особенностей диспетчера ЦДС с использованием системного комплекса АСДУМ в процессе - является использование функции автоматической выравнивания интервалов движения на маршруте в случае их значительного нарушения. Работа диспетчера с функцией автоматической выравнивания интервалов движения автобусов на маршруте обеспечивает возможность диспетчеру автоматически скорректировать расписание движения транспортных средств на указанном маршруте.

С учетом масштаба предстоящих работ по внедрению ИКТ в системе управления пассажирскими перевозками Постановлением Кабинета Министров за № 308 от 13,11,2013 года «Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию системы городского пассажирского транспорта», проект разделен на этапы и определены сроки для каждого этапа.

Согласно вышеуказанного документа внедрение системы удаленного контроля предусмотрено на 2014 год, и внедрение информационных систем предусмотрено в 2015 году.

От внедрения новых ИКТ в управлении общественным транспортом ожидается достижения по повышению качества предоставляемых услуг по перевозке пассажиров, с обеспечением безопасности движения, и предоставление возможности пассажирам, планирования своей поездки на общественном транспорте.

Проект Транспортного Департамента

Проект по созданию новой отечественной

«Системы Автоматизированного Диспетчерского Управления, Мониторинга и Контроля выполнения рейсов маршрутных видов наземного общественного транспорта»

Наше предприятие, начиная с мая 2010 года совместно с «Департаментом по лицензированию и координированию движения всех видов пассажирского транспорта города Ташкента» приступило к изучению и разработке собственной «Автоматизированной Системы Диспетчерского Управления, мониторинга и контроля выполнения рейсов».

В ходе изучения новейших систем внедренных в разных городах развитых странах, было определено структура нового отечественного автоматизированного системы. Мы брали только самые эффективные компоненты из разных внедренных проектов, которые сегодня имеют реальные показатели экономической эффективности.

Для дальнейшего успешного реализации проекта были отобраны несколько образцов оборудования, которых нужно было интегрировать в единый аппаратный комплекс.

Для обеспечения безопасности, и дальнейшей развитии подобных систем было принято решения разработать все программные части в Узбекистане, активно привлекая наших молодых специалистов по программированию.

Начиная работу с изучения уже эффективно внедренных проектов, наши специалисты разработали собственную новую систему автоматизированного управления и мониторинга работ транспортных средств, который состоит из интегрированных аппаратно-программных частей. Нами было осуществлена уникальная работа по интеграции разных частей оборудования (разных производителей из разных стран) в единый комплекс.

Аппаратно-Программные решения:

1.Телематическая Система для городского Пассажирского транспорта.

Состоит из следующих аппаратных частей:

      -Борт компьютер – центральный блок

      -Система GPS получения координат – Система треккинга

      -Система получения данных из различных датчиков

      -Система информации для водителя – монитор с тач экраном

      -Система двухсторонней связи водителя с центром Управления

      -Система подсчета входящих и выходящих пассажиров- система подсчета пассажиропотока

      -Система передачи данных на базу- система беспроводного передачи данных через каналы GPRS.

      -Система видеонаблюдения

      -Система передачи данных через сеть Wi-Fi.

Программная часть:

      -Серверная программа базы данных

      -Программа для пользователя – Диспетчера управления

      -Программа для борт компьютера- по сборке и хранению получаемых из разных блоков информации

      -Программа для передачи данных на базу

Необходимые Оборудования для создания системы:

На автобусе:

Аппаратно-программный комплекс:

Центральный блок- Борт компьютер

Это центральная часть аппаратного комплекса которое устанавливается на автобусе и управляет всей системой установленного оборудования.

Бортовой компьютер является центральным блоком управления, сбора и передачи информации с автотранспортного средства в диспетчерский пункт управления.

Далее приведен список минимальных требований к бортовому компьютеру автотранспортного средства.

      - Процессор бортового компьютера должен отвечать следующим характеристикам, а именно
- иметь низкое энергопотребление и низкую теплоотдачу при средней тактовой частоте не менее 1,6 MHz.

      - Бортовой компьютер должен уверенно работать при температурных перепадах от -20 градусов Цельсия до + 75 градусов Цельсия.

      - Питание бортового компьютера должно быть адаптировано на перепады напряжения в электросети автотранспортного
средства и должно варироваться в пределах от +9 вольт до +40 вольт DC.

      - Интерфейс бортового компьютера должен состоять из 2х последовательных портов один порт RS-232, второй порт RS-482/422, минимум 3 USB 2.0 порта, 1 Ethernet контроллер 10/100/1000 Mbit , DVI VGA выход для подключения монитора.

      - Бортовой компьютер должен иметь следующие типы беспроводной связи: 802,11 b/g/n WiFi, GPRS/3G /HSDPA/HSUPA модем.

      - Хранение данных. Учитывая специфику использования бортового компьютера, следует отметить, что рассматривается
возможность установки на бортовой компьютер SSD карты взамен обычному жесткому диску, так как современные SSD карты имеют достаточный объём хранения данных от 16GB до 64GB и их работоспособность не зависит от внешних факторов, которые могут возникнуть в процессе движения автотранспортного средства т.е. (вибрации в движении, вибрации передающиеся от неровности дорожного покрытия). Установка SATA дисков дает более высокую скорость чтения/записи данных (около 150MB/s), а так же дает возможность увеличения объема памяти бортового компьютера до 1 Терабайта. При условии, что SATA диск будет бесперебойно работать при вышеуказанных условиях, целесообразно будет применять SATA диски взамен SSD карт, так как они имеют больший объём и более высокую скорость чтения/записи данных.

Корпус бортового компьютера должен быть выполнен из анодированного алюминия либо его альтернативы, которая будет иметь хорошую теплоотдачу и защиту от электро-магнитных полей, возникающих в автотранспортном средстве.

Ботовой компьютер должен быть совместим с операционными системами семейства Microsoft Windows (me,xp,7) а так же поддерживать установку Linux.

Дополнительные требования будут добавлены после проведения тестирования образцов

Борт компьютеру подключается:

GPS модуль – для получения необходимых данных со спутника.

GPS модуль - GPS приемник, является нетомлёной частью системы АСУ. От его работы зависит точность определения координат, скорости, направления движения автотранспортного средства.

Перечень требований к GPS приемнику.

GPS приемник должен работать на базе чипа нового поколения Sirf Star III, либо на его более новых аналогах

GPRS модуль – для передачи данных на центральный сервер через интернет.

GPRS/3G модуль, служит для передачи всей необходимой информации от автотранспортного средства в диспетчерский пункт.

Перечень требований к GPRS/3G модулю.

Поддержка следующих стандартов беспроводного доступа в интернет в сетях 2G и 3G. GPRS, EDGE, UMTS,HSDPA, HSUPA.

Обеспечение передачи данных до скорости 236,8 Kbit/s в сетях 2G, передача данных до скорости 5,6 Mbit/s в сетях 3G и 3,5G.

Wi Fi модуль- служит для синхронизации больших массивов информации, в частности видеоизображения, поступающего с камер видеонаблюдения, расположенных в автотранспортном средстве, и их последующая передача в базу данных в период нахождения автотранспортного средства в автопарке.

Тач монитор для водителя – это важная часть системы информации и связи водителя с центром и по контролю соблюдению графика движения.

Данный блок является табло для информирования водителя и также панелям управления системы АСУ автобуса.
Тач монитор должен быть размером 7 дюймов с разрешением экрана не менее _____________ и должен иметь крепежную честь для установки его на торпедке автобуса удобном месте для пользования водителем.
Должен иметь порт и интерфейс мини дисплей порт для подключения на борт компьютер через VGA порт с дополнительным USB выходом.

Датчики учета пассажиропотока – для учета пассажиропотока в протяжении всего маршрута.

Модуль подсчета пассажира-потока, главным требованиям к нему является его точность, а именно она должна быть не менее 95%. Немаловажным фактором модуля паcсажира-потока является его размер, а именно размер датчиков, которые будут устанавливаться в дверных проемах автотранспортного средства.

Модуль подсчета пассажира-потока должен иметь интерфейс для подключению к бортовому компьютеру рассматриваются следующие варианты (Ethernet controller, RS-232, RS-485/422), а так же должен иметь интерфейс для подключения к штатной электро-системе автотранспортного средства, а именно (контролер открытия/закрытия дверей).

Адаптер питания модуля подсчета пассажира-потока Должен соответствовать требованиям применяемым к бортовому компьютеру (и должно варироваться в пределах от +9 вольт до +40 вольт DC.)

Система Видеонаблюдения салона и видео-регистратор пути следования- Это важная част системы для обеспечения общественной безопасности на транспорте и для профилактики ДТП.

Система видеонаблюдения, Модуль для постоянного видео-мониторинга салона автобуса и пути следования автобуса, также хранения снятых видео на электронные информационные носители.

Видеосистема - имеет 4 камеры (или более) установленные в салоне автобуса. 3 камеры снимают салон автобуса, 1 камера снимает путь следования по маршруту. Система имеет записывающий DVR блок с объемом памяти 1 Tb.

При помощи вышеуказанного модуля WIFi (см пункт 5) Данные с камер видеонаблюдения будут поступать на сервер системы АСУ для его анализирования и сохранение в видеоархиве системы.

Табло информирования пассажиров

– это табло которое устанавливается на салоне автобуса и постоянно информирует пассажиров о время прибивания на последующие остановки и на конечную остановку.

Программа бортового компьютера - которая выполняет функцию получения данных от всех модулей установленных на борту автобуса и сортирует записывает их и потом передает в нужном формате центральному сервере (базу данных). Также борт компьютер выполняет функцию записи и архивного хранения всех видео, снятых с камер установленных на автобусе. Это часть обеспечивает получения всех данных со всех модулей (аудио,видео, координаты, движения автобуса, данные пассажиропотока), собирает их и в нужном формате отправляет на сервер. Также обеспечивает нужной информацией водителя и пассажиров, передовая информацию на табло водителя и на информационное табло для пассажиров

Программные модули борт компьютера-Модуль обработки информации на бортовом компьютере и их отправки на сервер - обработка GPS данные, как координаты, скорость и направление транспортного средства и стабильная отправка этих данных на сервер. В случае если соединение не установлено, этот модуль позволяет сохранить данные на памяти бортового компьютера до устранения проблемы с соединением, чтобы обеспечить регулярность получаемых данных от транспортного средства.

Проект Махсустранс

Проект по Юнусабадскому Дирекции по сан.очистки.

В 2010 году на авто предприятии спец транспорта Дирекции единого заказчика Юнусабадского района начата работа по опытному внедрению новых современных систем Диспетчерского Управления и мониторинга.

Нужно особенно отметить, что данная система которое дает контроль транспорта в режиме реального времени внедрился в первые в нашей Республике.

Данная система состоит из аппаратной части которое установлено на спец транспортное средства и программная часть на WTB интерфейсе разработки зарубежного разработчика.

После внедрения системы предприятие получило следующие возможности которые до этого не имело:
Полученные результаты от внедрения системы:

-Самый первый результат который было замечено руководством предприятия это повышения дисциплины и ответственности среди водителей спец транспортных средств.

-Мониторинг работы транспорта на своих маршрутах.

-Прослеживание в режиме реального времени местонахождение своих спец транспортных средств.

-Полный контроль соблюдения маршрута спец транспортом.

-Контроль скоростного режима спец транспорта.

-Улучшения Диспетчерского управления Возможность оперативного управления с учетом реальной дислокации каждого спец транспорта.

-Сравнительный контроль пробега спец транспорта.

Данный проект внедрения новых систем управления было первым этапом работы по созданию в нашей Республике новых современных систем автоматизированного управления с использованием инновационных технологий и последних достижений технологического развития в этой области.

В следующем этапе совместно с Дирекцией единого заказчика Юнусабадского района идет работа по созданию совершенно новый, отечественной «системы управления, мониторинга и контроля за выполнением объемов работ».
Эта система будет 100% разработки специалистов Узбекистана (отечественный продукт).

В новой системы планируется автоматизировать систему контроля за выполнением объемов работ который выполняется спец транспортом.

Новая система включает контроль специфических параметров работы спец транспортных средств на своих маршрутах, и выполнения дополнительных объемов работ.

Еще одна особенность нового программной системы заключается в том, что система может использовать ранее установленное GPS оборудования для получения данных с транспортных средств.

Проблема Управления и предложения по их решению

Сегодня по объективным причинам иногда не выходят на свои приписанные маршруты часть автомашин, имеющихся в парке. Но работа по уборке мусора на этих территориях должна быть выполнена в поставленные сроки. Что бы выполнить необходимые требования, зоны работы, на которые не выходили машины разделяются и добавляются на другие машины в виде дополнительного объема работы.

Также сезонно на улицах города накапливается много мусора, который не успевает убирать служба благоустройства. Обязанности, по уборке которых, также лежит на машинах предприятия махсустранс.

Особая тема - проблема вывоза мусора на периметрах махали где расположены дома частной застройки. Если в таких местах нарушается периодичность вывоза мусора, то на центральных улицах, к которому выходят эти дома частных застроек, образуется стихийные мусорные кучи. И это особенная проблема для системы управления махсустранс.

Для уборки и вывоза таких стихийных мусорных накоплений руководство района дает поручения руководителям махсустранс, организовать вывоз мусора, направив на эти места мусороуборочные машины в не графика.
Учитывая вышесказанные факторы каждая машина, которая выходит на работу согласно маршрутному графику, выполняет ежедневно дополнительный объем работы по вывозу мусора на разных точках своем районе.

Учитывая значительную исчерпанность своего ресурса и изношенность существующей мусороуборочной техники, в управлении системы автопарков и машин махсустранс для оптимального решения вышеуказанных задач, требуется новый подход- внедрение новых инновационных технологий с использованием современных методов управления и контроля.

РЕШЕНИЯ
Автоматизированная Система Диспетчерского управления и мониторинга движения всех транспортных объектов- это своевременный ответ для решения трудных производственных задач предприятия.

Внедрение навигационной системы актуально на любом предприятии, обладающим собственным парком транспорта и решает следующие задачи:

Экономия средств

      - сокращение расходов на ГСМ до 50%;

      - увеличение срока эксплуатации транспорта;

      - увеличение оборачиваемости рейсов;

      - сокращение расходов на диспетчерскую службу;

Контроль над транспортом

      - сокращение простоев и несанкционированных рейсов;

      - мониторинг местоположения транспорта в реальном времени;

      - контроль рабочего времени техники;

      - повышение дисциплины водителей;

Обеспечение безопасности транспорта и груза

      - непрерывный мониторинг скоростного режима транспорта;

      - дистанционное управление узлами автомобиля;

      - экстренное реагирование при срабатывании тревожной кнопки;

      - возможность установки фотокамеры внутри салона автомобиля;

Оперативное управление

      - оптимизация маршрутов;

      - предоставление оперативной информации о местоположении транспорта, пробеге, скорости движения и расходе топлива.

Кроме вышеперечисленных стандартных функций наша система дает еще следующие возможности;

      -Контролировать выполнения объемов работ на приписанных маршрутном графике местах. (мусорные площадки… или улицы махали домов частной застройки)

      -Диспетчерам дает возможность оперативно реагировать на заявки руководства по организации вывоза мусора с мест их стихийного накопления. Посылать на указанные места близи находящую машину, таким образом экономить время и излишний пробег мусороуборочную машину.

      -Также система имеет функцию бортового журнала для каждого автотранспортного средства, который учитывает необходимых тех параметров.
Это функция дает автоматизированный учет топлива, других смазочных материалов и запасных частей которые были заменены , также контролирует соблюдения их срока службы по отношению к фактическому пробегу машины- что значительно упрощает работу по учету.

Внедрение GPS мониторинга автотранспорта и системы контроля топлива на коммунальную и дорожную технику позволяет кроме экономии на топливе добиться прозрачного контроля качества выполнения работы по уборке улиц, вывозу мусора и т.д. Кроме всего прочего это очевидно положительно сказывается на городской экологии.